Предтеча монументального полотна Виктора Васнецова «Богатыри», керамика Михаила Врубеля, акварели Елены Поленовой — в музее-заповеднике «Коломенское» открыта выставка «Русский стиль в искусстве в конце XIX — начале XX века». Это совместный проект с Всероссийским музеем декоративного искусства. Кураторы собрали уникальные экспонаты: гости могут рассмотреть работы выдающихся художников в русском стиле и увидеть произведения, служившие им источниками вдохновения.
О том, как устроена выставка, mos.ru рассказала Елена Верховская, заместитель директора музея-заповедника «Коломенское» по образовательно-просветительской работе.
Истоки русского стиля
Выставка состоит из девяти основных разделов. Часть из них объединены именами ведущих мастеров русского стиля, а некоторые представляют школы, имевшие взаимное влияние, или источники, также влиявшие на его формирование. Нужно обратить внимание на этикетки рядом с экспонатами: более темные описывают источники, предметы старины из коллекции музея-заповедника «Коломенское», а более светлые — работы художников конца XIX — начала ХХ века.
Экспозиция организована так, чтобы зритель сразу получил представление об образе русского стиля в виде манифеста, его своеобразной иконы — так можно назвать работу Виктора Васнецова «Богатыри», созданную в 1876 году в Париже в мастерской Василия Поленова. Васнецов пытался подарить картину другу, но Поленов отказался: он считал, что необходимо воссоздать витязей былинного эпоса и написать большое полотно, посвященное образу богатырей. Работу над одноименной монументальной картиной художник завершил в 1898 году, а до того времени маленький прообраз «Богатырей» путешествовал с семьей Васнецова во время странствий за границей.
Фото О.Сосницкого mos.ru
Еще одним воплощением и манифестом русского стиля можно считать театральные декорации и живописные работы Николая Рериха. Большая часть его собрания экспонируется сейчас в Государственной Третьяковской галерее, но на выставку в «Коломенском» Государственный музей Востока передал картину, изображающую церковь Рождества Христова в Ярославле и символизирующую увлечение Николая Рериха русской историей.
Русский стиль зародился в Петербурге. Почему именно там? Одна из причин в том, что моду на него заложила сама идеологическая система русского государства XIX века после победы над Наполеоном и вхождения в Париж. Зарождению немало способствовали фольклорные, этнографические и археологические экспедиции, публикация работ Александра Гильфердинга и Александра Афанасьева.
Историю формирования стиля иллюстрируют произведения разных видов декоративно-прикладного искусства: тарелки, посвященные сюжетам народных сказок по эскизам Ивана Билибина, миниатюрные скульптуры, изображающие крестьян, которые заняты традиционными ремеслами и промыслами, подсвечники работы Евгения Лансере. Но к русскому стилю обращались и архитекторы — их приглашали для переосмысления пространств. Так появилось, например, оформление интерьеров мраморного дворца Великого князя Константина Николаевича в стиле русской избы. Это предопределило появление моды на русский стиль во всем — в быту, одежде, образе жизни.
Фото О.Сосницкого mos.ru
Абрамцевские мастерские
Знаменитый абрамцевский художественный кружок, организованный меценатом и страстным поклонником искусств Саввой Мамонтовым в конце 1870-х в его усадьбе Абрамцево, объединил многих выдающихся мастеров того времени — в него входили Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Василий и Елена Поленовы, Михаил Врубель, Валентин Серов, Илья Репин, Константин Коровин и другие. Их объединял интерес к древнерусскому наследию и народному творчеству.
Абрамцевские мастерские нельзя представить без Елены Поленовой, младшей сестры Василия Поленова. После занятий в Императорском обществе поощрения художеств она, первая из женщин-художниц, отправилась на стажировку в Париж. По возвращении в начале 1880-х Елизавета Мамонтова предложила ей стать куратором столярной мастерской. При участии Елены Дмитриевны приглашали детей резчиков по дереву из ближайших деревень, организовывали их обучение и досуг, закладывали традиции профессионального мастерства: дети получали образование, у них перед глазами были лучшие образцы декоративно-прикладного искусства. На выставке представлены предметы мебели, многие из которых выполнены по эскизам Елены Поленовой.
Предтеча монументального полотна Виктора Васнецова «Богатыри», керамика Михаила Врубеля, акварели Елены Поленовой — в музее-заповеднике «Коломенское» открыта выставка «Русский стиль в искусстве в конце XIX — начале XX века». Это совместный проект с Всероссийским музеем декоративного искусства. Кураторы собрали уникальные экспонаты: гости могут рассмотреть работы выдающихся художников в русском стиле и увидеть произведения, служившие им источниками вдохновения.
О том, как устроена выставка, mos.ru рассказала Елена Верховская, заместитель директора музея-заповедника «Коломенское» по образовательно-просветительской работе.
Истоки русского стиля
Выставка состоит из девяти основных разделов. Часть из них объединены именами ведущих мастеров русского стиля, а некоторые представляют школы, имевшие взаимное влияние, или источники, также влиявшие на его формирование. Нужно обратить внимание на этикетки рядом с экспонатами: более темные описывают источники, предметы старины из коллекции музея-заповедника «Коломенское», а более светлые — работы художников конца XIX — начала ХХ века.
Экспозиция организована так, чтобы зритель сразу получил представление об образе русского стиля в виде манифеста, его своеобразной иконы — так можно назвать работу Виктора Васнецова «Богатыри», созданную в 1876 году в Париже в мастерской Василия Поленова. Васнецов пытался подарить картину другу, но Поленов отказался: он считал, что необходимо воссоздать витязей былинного эпоса и написать большое полотно, посвященное образу богатырей. Работу над одноименной монументальной картиной художник завершил в 1898 году, а до того времени маленький прообраз «Богатырей» путешествовал с семьей Васнецова во время странствий за границей.
Фото О.Сосницкого mos.ru
Еще одним воплощением и манифестом русского стиля можно считать театральные декорации и живописные работы Николая Рериха. Большая часть его собрания экспонируется сейчас в Государственной Третьяковской галерее, но на выставку в «Коломенском» Государственный музей Востока передал картину, изображающую церковь Рождества Христова в Ярославле и символизирующую увлечение Николая Рериха русской историей.
Русский стиль зародился в Петербурге. Почему именно там? Одна из причин в том, что моду на него заложила сама идеологическая система русского государства XIX века после победы над Наполеоном и вхождения в Париж. Зарождению немало способствовали фольклорные, этнографические и археологические экспедиции, публикация работ Александра Гильфердинга и Александра Афанасьева.
Историю формирования стиля иллюстрируют произведения разных видов декоративно-прикладного искусства: тарелки, посвященные сюжетам народных сказок по эскизам Ивана Билибина, миниатюрные скульптуры, изображающие крестьян, которые заняты традиционными ремеслами и промыслами, подсвечники работы Евгения Лансере. Но к русскому стилю обращались и архитекторы — их приглашали для переосмысления пространств. Так появилось, например, оформление интерьеров мраморного дворца Великого князя Константина Николаевича в стиле русской избы. Это предопределило появление моды на русский стиль во всем — в быту, одежде, образе жизни.
Фото О.Сосницкого mos.ru
Настенный шкафчик изготовлен в столярной мастерской в Абрамцеве — геометрическая резьба, легкая проработка воском, прорисовка. Здесь можно проследить, как появляется новый вид резьбы — абрамцево-кудринская (особый стиль орнаментальной резьбы, сочетавший плоскорельефную с геометрической, органично вписывающий резной декор в предметы быта).
Дубовый стул, выполненный по эскизу Елены Поленовой, хранится в «Коломенском», и это чрезвычайно важный для создателей выставки экспонат — он происходит из коллекции Ивана Барщевского, художника, фотографа императорского двора, хорошо знакомого с русским стилем. Иван Барщевский был одним из сподвижников главного создателя и первого директора «Коломенского» Петра Барановского. Он долго работал в музее, а до этого в Талашкине, другом художественном центре русского стиля (его создали князь Вячеслав Тенишев с супругой после феноменального успеха русского павильона на Всемирной выставке 1900 года в Париже, но, к сожалению, центр просуществовал недолго из-за общественных волнений 1905-го).
Фото О.Сосницкого mos.ru
Керамическую мастерскую в Абрамцеве первое время тоже курировала Елена Поленова, затем ее возглавил Михаил Врубель. На выставке можно увидеть стенные рельефные изразцы его работы, изображающие цветы. Врубель проводил сложные технологические эксперименты с майоликой и керамикой, и эти произведения стали их результатом. А в основной экспозиции дворца царя Алексея Михайловича представлен один из шести сохранившихся каминов «Микула Селянинович и Вольга», созданный под руководством Михаила Врубеля. На Всемирной выставке в Париже 1900 года художник был удостоен за камин золотой медали. Здесь же представлена маска ливийского льва из абрамцевской мастерской — она демонстрирует плавный переход многих художников, работавших в русском стиле, к модерну.
Раздел завершают акварели Елены Поленовой из Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника В.Д. Поленова. Как и многие художники, в том числе Николай Рерих и Иван Билибин, она интересовалась народными сказками — посетители могут рассмотреть иллюстрации к «Волку и лисе» и «Сивке-Бурке» («Богатырский скок» и «Царский двор»). Терем в последнем сюжете отчасти напоминает дворец царя Алексея Михайловича в «Коломенском».
Копии и реплики. Музей кустарных изделий
Отдельный блок, посвященный копиям и репликам, стал подготовкой к следующему разделу, рассказывающему о Музее кустарных изделий, который был основан в 1882 году и открыт в 1885-м. В Абрамцеве мастера создавали художественные работы самых разных направлений, но все они были в единственном экземпляре. Позже многих художников, вышедших из Абрамцева и Талашкина, привлекут в Музей кустарных изделий — там они будут разрабатывать проекты для изготовления будущих тиражных изделий. Художники, сотрудничая с музеем, готовили учеников, создавали мастерские, и это способствовало воспитанию вкуса, потребности в русском стиле. Подобные предметы еще недавно можно было встретить в домах многих коллекционеров Москвы и Санкт-Петербурга.
Фото О.Сосницкого mos.ru
Русский стиль буквально пронизывает жизнь с конца XIX до начала ХХ века. Мода на него пошла от императорской семьи, распространившись на великих князей, затем на представителей элиты, купечества и представителей практически всех сословий России. В Москве Музей кустарных изделий был создан по решению Московского губернского земства. Очень много земской инициативы было в создании ряда ремесленных школ, земство серьезно поддерживало распространение промыслов и создание мастерских. Это было в русле и духе пореформенной России.
«В конце века в промыслах было занято очень много людей — 7,5 миллиона одних только крестьян! Поэтому возвращение традиций, привнесение более высокого художественного уровня и ориентация на образцы поднимали художественное значение промыслов. Россия в этом смысле уникальная страна, где промыслы существуют до сих пор. Массовое сохранение традиций и ремесел — редчайшее исключение, невзирая на все перипетии отечественной истории ХХ и XXI веков», — отмечает Елена Верховская.
Фото О.Сосницкого mos.ru
В этом разделе куратор рекомендует обратить особое внимание на тончайшую металлическую — как бы кружевную — ковку, которой украшали и крыши зданий, и кровельные подзоры, и предметы мебели (в том числе сундуки), а также на головные уборы из тканей, характерных для того периода и одновременно сохраняющих традиционный орнамент, свойственный русскому текстилю.
Елена Верховская и Константин Нарвойт, который курирует выставку со стороны Всероссийского музея декоративно-прикладного искусства, реконструировали чрезвычайно привлекательную витрину Музея кустарных изделий 1920-х годов. По этим образцам посетители могли заказывать предметы для изготовления.
Игрушки в русском стиле
Игрушки, представленные в заключительном разделе второго зала, демонстрировали на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже в 1925 году. На деятельность Музея кустарных изделий тогда сильно влиял экономический фактор, и на выставку — сейчас ее назвали бы выставкой промышленного дизайна — привезли предметы в русском стиле, в том числе игрушки, а также агитационные предметы. Мода на русскость, учитывая и предшествующее участие России во Всемирной выставке, и Русские сезоны, была сильна — все предметы в русском стиле были раскуплены. Игрушки, которые гости могут увидеть в витринах, не экспонировались почти 100 лет — это вторая демонстрация после выставки 1925 года.
Фото О.Сосницкого mos.ru
Представленные матрешки выполнены по рисунку Александра Дурново, художника, который еще в начале XX века работал в Санкт-Петербургском кустарном музее. От привычных игрушек они отличаются выражением лиц, хотя традиционные орнаменты в росписи сохранены. По одной версии, появление матрешки связывают с именем живописца Сергея Малютина, а по второй — с пребыванием в гостях у Льва Толстого японского художника Ямамото Канаэ, который был восхищен уроками трудового мастерства в яснополянской школе. По возвращении в Японию он организовал народный промысел по вырезанию деревянных фигурок, у которых обнаружились русские корни.
Рядом в витрине представлена богородская игрушка — сложные композиции, тончайшая резьба и тщательная проработка деталей, вызывающие неизменное восхищение у посетителей. В музее-заповеднике «Коломенское» проводят тематические мастер-классы — дети могут под руководством педагогов изготовить свою богородскую игрушку.
Фото О.Сосницкого mos.ru
Своеобразным завершением экспозиции стал мебельный гарнитур, выполненный по рисункам Сергея Малютина. Его сделали в Сергиевом Посаде, но он несет на себе влияние и работ мастеров Талашкина, объединяя традиции двух художественных центров. Стилизованное изображение тюльпана демонстрирует переход к модерну, но еще сохраняется геометрическая резьба. Рядом классический предмет мебели того времени — резной шкафчик с печуркой из Музея кустарных изделий, с несколькими отделениями и поднимающейся крышкой. Такие шкафчики были в интерьерах московских домов представителей разных сословий и воплощали тот самый русский стиль, которому посвящена выставка.
Фото О.Сосницкого mos.ru
Источник: mos.ru
Дети посетят столицу на комфортабельном автобусе туристического класса, в рамках которой школьники увидят Москву повседневную, а наш гид расскажет об историях Московских улиц. Мы заедем к главным культурным центрам города, Храм Христа Спасителя, который величественно располагается на живописной набережной. Так же мы посетим с Вами современный комплекс Москва Сити и расположившийся рядом с ним мост Багратион, названный в честь величайшего полководца России. Заедем в главному университету страны МГУ с обязательным посещением смотровой площадки на Воробьевых горах.
Как видите программа дня насыщенная, мы постарались включить в нее все самое важно что может заинтересовать маленьких путешественников, но не углублялись во множество исторических фактов. Наша цель, что бы школьники пропитались историей города, смогли разнообразить свои школьные будни такой поездкой и конечно запомнили и воодушевились на дальнейшие путешествия. Однодневная программа удобна для небольших групп школьников из регионов нашей большой страны. Когда каждая секунда на счету, и не хочется сожалеть о потерянном времени. Тур поможет сориентироваться в истории Столицы России и подготовиться к возможным программам на несколько дней, которые мы так же заботливо подготовили для Вас.
Дети посетят столицу на комфортабельном автобусе туристического класса, в рамках которой школьники увидят Москву повседневную, а наш гид расскажет об историях Московских улиц. Мы заедем к главным культурным центрам города, Храм Христа Спасителя, который величественно располагается на живописной набережной. Так же мы посетим с Вами современный комплекс Москва Сити и расположившийся рядом с ним мост Багратион, названный в честь величайшего полководца России. Заедем в главному университету страны МГУ с обязательным посещением смотровой площадки на Воробьевых горах.
Как видите программа дня насыщенная, мы постарались включить в нее все самое важно что может заинтересовать маленьких путешественников, но не углублялись во множество исторических фактов. Наша цель, что бы школьники пропитались историей города, смогли разнообразить свои школьные будни такой поездкой и конечно запомнили и воодушевились на дальнейшие путешествия. Однодневная программа удобна для небольших групп школьников из регионов нашей большой страны. Когда каждая секунда на счету, и не хочется сожалеть о потерянном времени. Тур поможет сориентироваться в истории Столицы России и подготовиться к возможным программам на несколько дней, которые мы так же заботливо подготовили для Вас.