Игорные зоны России за последние годы сместили основной фокус своей деятельности – с азартной составляющей бизнеса на событийный туризм и развлекательные активности. Об этапах трансформации и новых проектах в Сочи рассказывает Дмитрий Анфиногенов, исполнительный директор Ассоциации операторов индустрии развлечений и событийного туризма (АИРИС).
– Прошло 10 лет со дня олимпиады в Сочи. Расскажите, как начинался игорный кластер «Красная Поляна», какую роль сыграло олимпийское наследие в привлечении гостей к этому месту?
– Я думаю, немногим известно, что сегодняшнее здание «Казино Сочи» служило на Олимпийских играх главным медиацентром горного кластера.
После олимпиады о туристическом потенциале Красной Поляны стало известно во всем мире. Внушительный номерной фонд, новая транспортная инфраструктура, уникальная природа, спортивные и развлекательные объекты, а главное новый имидж Сочи стали генерировать колоссальный туристический поток.
Не будет лишним упомянуть, что вся страна следила и за олимпийской стройкой, и за самими играми. Сочи обрел новое лицо и новый смысл. Город моментально стал пользоваться беспрецедентным туристическим спросом.
В дальнейшем часть олимпийских объектов поменяли название и назначение, где-то появились интересные новые локации уже после Олимпиады. Но общий тренд было уже не остановить, Сочи на долгие годы стал главным курортом и основной точкой притяжения на юге страны.
– На какие этапы можно разделить историю игорного кластера «Красная Поляна»? С какого времени начали делать ставку на привлечение иностранных туристов? Сколько их было в разные годы, откуда?
– В качестве будущего флагманского заведения игорной зоны как раз и был выбран медиацентр. Объекту нужна была новая итерация после спортивных и политических мероприятий. В результате реконструкции, продлившейся 12 месяцев, строение получило новый фасад и полностью переделанное внутреннее убранство. Работы успешно завершились, и игорная зона начала принимать первых гостей с 5 января 2017 года.
Отмечу, что проект с самого начала создавался для устойчивого потока зарубежных гостей. Ближайшим к Сочи иностранным мегаполисом является Стамбул. Прямое авиасообщение с Турцией, короткое время в пути и 16 миллионов населения делали Стамбул крупным генератором иностранного потока гостей. Однако, в декабре 2016 года для граждан Турции были введены визовые ограничения. После этого мы стали работать над новыми направлениями, такими как: Израиль, Китай, ОАЭ и другие.
С момента открытия игорная зона «Красная Поляна» ежегодно увеличивала поток иностранных гостей. В 2017 году игорную зону посетило около 29 000 человек, затем 85 000 в 2018 году. Рекордное значение было зафиксировано в 2019 году, игорная зона приняла более 130 тысяч иностранных посетителей, это количество составило 24% от общего потока гостей.
Весной 2020 игорный бизнес наравне со всеми встретил испытания, пришедшие с пандемией и локдауном. А еще через полтора года пришла политика санкционных ограничений в новой геополитической реальности. В ответ на это игорная индустрия переориентировалась на внутреннего гостя и стала постепенно определять новые точки роста на международном рынке.
Начиная с 2020 года, поток иностранных гостей выглядит следующим образом: 2020 год – 48 тысяч человек, 2021 – 51 тысяча человек, 2022 год – 50 тысяч человек и 2023 год – 57 тысяч человек. Да, можно говорить, что постепенно поток иностранных туристов увеличивается. Однако говорить о допандемийных темпах роста пока не приходится.
– Какие шаги делались и делаются сейчас для привлечения гостей из России и расширения рамок деятельности?
– На мой взгляд, игорный бизнес вовремя обратил внимание на набирающий обороты тренд. Его суть заключается в значительном увеличении популярности внутренних туристических направлений. Другими словами, россияне стали гораздо активнее путешествовать по своей стране.
Плюс, у большинства путешественников принципиально изменились критерии успешной туристической поездки. Сегодня туристы стремятся получить максимум разнообразных впечатлений за одну короткую или продолжительную поездку. В первую очередь говорю про событийный туризм: посещение различных шоу, концертов, масштабных спортивных событий и деловых мероприятий. В дополнение к перечисленному стоит добавить растущий спрос на высокий уровень комфорта и сервиса при размещении в отелях.
Выявление обновленных потребностей туристического рынка стало первым шагом на пути к увеличению популярности игорной зоны «Красная Поляна» в качестве заметной точки на туристической карте региона.
Игорная зона поспешила создать самые разные развлекательные опции для своих гостей, сместив ключевой акцент с азартной составляющей бизнеса. Так появились популярные проекты, не связанные с игрой: ресторан высокой кухни «Брунелло», ресторан «Бумеранг», театр «В игре», площадка для спортивно-зрелищных мероприятий REDARENA и апарт-отель «Бонус». Каждый из этих проектов генерирует дополнительный поток гостей в игорную зону.
Важно подчеркнуть, что развитие всей неигровой активности стало главной задачей действующей стратегии развития южного азартного кластера. На мой взгляд, подобный подход к ведению игорного бизнеса дает ему совершенно новое дыхание, формирует новый имидж отрасли у россиян, открывает новые возможности для роста и способствует уверенной интеграции игорного бизнеса в туристическую индустрию России.
– Расскажите подробнее о планах по расширению туристических активностей, модернизации игорного кластера в ближайшие три года?
– Безусловно, главным проектом на ближайшие годы станет строительство объекта под названием «Эпицентр развлечений». Объект станет первым в регионе развлекательным центром мирового уровня. Инвестиции составят около 9 млрд рублей. Сооружение площадью 30,7 тыс кв. м появится в Красной Поляне, старт его строительства запланирован на 2024 год.
Уникальность проекта заключается в том, что на новом пространстве будут проходить концерты и события с использованием сверхсовременных технологий Digital, Phygital, Gamification. Иммерсивные шоу, мюзиклы, кинетическое аудиовизуальное шоу, интерактивные парки, фестивали электронной музыки, спортивные турниры, арена для киберспорта, VR-парк, мультимедийный парк для детей – эти и другие активности представлены в концепции нового развлекательно комплекса.
Запуск этого проекта должен усилить позиции игорной зоны «Красная Поляна» в качестве событийного якоря для приезжающих туристов. А также создаст не менее 500 рабочих мест, усилив тем самым экономический потенциал всего горного кластера Сочи.
Источник: АТОР