Выставка «Зелёные дворцы. Пять веков регулярного парка», открывшаяся в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно», — это путешествие по садовому искусству Европы и России с эпохи Возрождения до XXI века. Экспозиция доступна до 18 мая и занимает девять залов, каждый из которых рассказывает о разных гранях ландшафтной культуры.
Куратор выставки — искусствовед Борис Соколов — собрал сотни уникальных экспонатов: архитектурные чертежи, гравюры, эскизы, фотографии и арт-инсталляции. Выставка показывает, как сады отражали представления о порядке, красоте и даже космосе. Регулярные парки с чёткой симметрией символизировали победу над хаосом, а сады маньеризма хранили тайны, причуды и философские аллюзии.
Залы «Кипарисы Юга» и «Тюльпаны Севера» противопоставляют буйство красок южных садов Италии и Испании — строгости голландских и датских ландшафтов. Отдельный зал посвящён Версалю, а также парку Во-ле-Виконт, возникшему как вызов самому Людовику XIV.
Инсталляции дополняют экспозицию, как, например, «Сад и космос», где художница Нана Абдрашитова демонстрирует, как геометрия наутилуса рифмуется с ландшафтным дизайном. В финальном зале — «Сад земных заблуждений» — гостей ждёт лабиринт с зеркальной колонной, анаморфным рисунком и философским эпилогом в виде стиха XVII века.
Особенное внимание заслуживает маньеристское направление: сад Чудищ в Бомарцо, гигантский «Апеннинский колосс» во Флоренции, «Зелёная женщина» из Корнуолла и сюрреалистичная Скарцуола, созданная Томазо Буцци по мотивам ренессансного романа.
Чем это интересно для школьников?
Выставка сочетает науку, искусство и визуальное восприятие — всё, что делает урок истории живым. Для школьников это шанс не просто увидеть гравюры и чертежи, но понять, как архитектура, математика и литература переплелись в садах Европы. Инсталляции и лабиринт в финале особенно понравятся подросткам. Это не только культурное просвещение, но и визуальное приключение.
Источник: Музей-заповедник «Царицыно»