Выставка «Петергоф. Сокровища российской императрицы» посвящена поэтическому и загадочному образу императрицы Александры Федоровны, прусской принцессы, ставшей супругой императора Николая I.
Место проведения: Выставочный комплекс Исторического музея
Адрес: Москва, площадь Революции, д. 2/3
Режим работы выставки и стоимость: на сайте Исторического музея
Специально к выставке подготовлена программа мероприятий с экскурсиями, лекциями и концертами, а также каталог «Николай и Александра. Любви и грез прекрасный мир»
Подробнее о выставке
Вопреки известному утверждению, счастливо жениться по любви русским монархам все же удавалось: чувственная история взаимоотношений самой красивой пары Европы рассказана через уникальные произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, трогательные семейные реликвии, личные вещи членов царской семьи, художественные произведения из Петергофской императорской резиденции.
Принцесса Фредерика-Луиза-Шарлотта-Вильгельмина, будущая российская императрица, родилась 1 июля 1798 г. в семье прусского короля Фридриха Вильгельма III и его супруги королевы Луизы. В детстве маленькая Шарлотта любила гулять в саду, благоухающем розами. Юную мечтательницу самые близкие называли «Blanche fleur» (Белая роза), по имени героини популярного в то время рыцарского романа «Волшебное кольцо». Образ прекрасной принцессы Александра Федоровна пронесла через всю жизнь, сохраняя при этом духовную стойкость и силу характера, а роза, как истинно королевский цветок, стала ее талисманом.
В политической жизни страны Александра Федоровна не оставила заметного следа. Она не стремилась занять престол, не вмешивалась в государственные дела и, по ее собственному признанию, на троне оставалась только «подругой» своего царственного мужа. В то же время, олицетворяя монархическую власть, она во многом определяла ценностные ориентиры подданных. На протяжении многих лет императрица возглавляла управление женскими воспитательными и образовательными учреждениями, тратила больше двух третей своих личных средств на оказание помощи нуждающимся, пожертвования и пособия разным организациям и обществам. Любящая и любимая жена, мать семерых детей Александра Федоровна подавала современникам пример идеальных семейных отношений.
Выбирая изделия отечественных фабрикантов для убранства своих покоев в зимних и летних резиденциях, императрица поощряла развитие русской художественной промышленности. В экспозиции выставки представлена коллекция произведений искусства, собранная императрицей, с особым вниманием относившейся к работам русских художников (пейзажи О. А. Кипренского, И. А. Айвазовского, жанровый портрет кисти любимого ученика К. П. Брюллова — Ф. А. Моллера).
Выставка, объединившая более 400 памятников из собраний музея-заповедника «Петергоф» и Исторического музея, так или иначе связанных с именем Александры Федоровны, дает возможность «прикоснуться» к тайне личности женщины, находившейся рядом с самодержцем, который в течение 30 лет определял судьбу огромной державы.
В экспозиции представлены вещи, окружавшие императрицу в их с Николаем I любимой летней резиденции в Петергофе. По воле Николая I в 1820–1840-х годах здесь был создан дворцово-парковый ансамбль, посвященный любимой супруге, — «Александрия» с небольшим уютным дворцом «Коттедж». Это место воспринималось царствовавшей четой не только как декорация для проведения официальных торжественных церемоний, но и как семейная дача, где все устроено согласно их личному вкусу и желаниям, где реализованы мечты, морально-этические и художественные идеи венценосных владельцев. Различные предметы обстановки этих дворцов и павильонов, личные вещи государыни отражают вкус, историко-культурные интересы, ценностные приоритеты Александры Федоровны, позволяют понять, что для нее являлось истинным сокровищем.
Источник: Петергоф