Музей Москвы приглашает на выставку «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х»

23 апреля 2024
Посетители могут увидеть около двух тысяч экспонатов более чем из 30 российских музеев и частных коллекций, в том числе произведения Казимира Малевича, Александра Дейнеки и Екатерины Зерновой.

В Музее Москвы с 24 апреля по 25 августа пройдет выставка «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х». Экспозиция покажет, как менялись жизнь и образ горожанки в первые десятилетия советской власти, через призму художественных произведений первой половины XX века.

Гости увидят около двух тысяч экспонатов более чем из 30 российских музеев и частных коллекций, включая произведения Казимира Малевича, Александра Дейнеки, Екатерины Зерновой, Надежды Кашиной, Александра Лабаса, Аристарха Лентулова, Александра Тышлера, Константина Юона, Петра Кончаловского, Ильи Машкова и других выдающихся художников прошлого столетия.

Актрисы, летчицы и художницы

Москва в 1920–1930-е годы была местом стремительной смены социальных ролей. Главной героиней произведений искусства тех лет стала новая женщина, которая преобразует город. Это работница и революционерка, актриса и летчица, парашютистка и нэпманша, метростроитель и художница, пролетарская писательница и жена инженера — каждая из них является не только реальным человеком, но и аллегорией советской истории. Этот многогранный образ москвички будет представлен как живописными портретами, так и скульптурой, графикой, плакатами и монументальными панно. С ними можно будет познакомиться в парадных залах экспозиции, создающих иллюзию городских пространств: столичных улиц, проспектов и площадей.

«В своей книге “Рождение советской женщины” я рассказала о довоенном искусстве через историю женских типажей. Выставка “Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х” стала для меня возможностью продолжить это исследование, значительно его расширив, — рассказала Надежда Плунгян, сокуратор выставки. — На выставке мы покажем ряд редких работ из множества российских музеев, а главное — сфокусируемся на союзе индустрии и искусства, которого нам так не хватает сегодня. Меня много лет интересует образ раннесоветской москвички как соединение реального и идеального в художественном пространстве. И это сочетание нашло свое отражение в названиях разделов, где конкретные образы (“Героиня НЭПа”) соседствуют с метафорическими (“Превращение в памятник”)».

Плакат «Что дала Октябрьская революция работнице и крестьянке». 1920 год. Коллекция Музея Москвы

Плакат «Что дала Октябрьская революция работнице и крестьянке». 1920 год. Коллекция Музея Москвы

С. Герасимов. Портрет героев Советского Союза т. Гризодубовой, т. Осипенко и т. Расковой. 1939 год. Пермская государственная художественная галерея

С. Герасимов. Портрет героев Советского Союза т. Гризодубовой, т. Осипенко и т. Расковой. 1939 год. Пермская государственная художественная галерея

Ф. Антонов. Портрет жены художника. 1934 год. Пермская государственная художественная галерея

Ф. Антонов. Портрет жены художника. 1934 год. Пермская государственная художественная галерея

Еще один центральный для советской культуры образ, сформировавшийся в 1920-х годах, — текстильщица. По количеству фабрик и числу рабочих текстильная промышленность занимала первое место среди всех московских производств, оказывая значительное влияние на развитие города. Трудились на этих предприятиях в основном женщины. Именно в честь текстильщиц-революционерок был назван журнал «Работница» — первоначально социалистический листок, распространявшийся на фабриках. Эта тема раскрывается во второй части выставки через личные истории художниц-москвичек, чья деятельность тем или иным образом была связана с текстилем, а также развивающейся вместе с ним модой.

«Четыре года назад на выставке “Ткани Москвы” мы представили истории 12 московских художниц-производственниц, которые полностью посвятили себя текстильной промышленности и за десятилетия советской власти разработали тысячи рисунков для ткани. На выставке “Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х” мне важно было обратиться к тем, кто сформировал этот тип художницы в 1920-х годах. Я остановилась на девяти героинях, каждая из которых по-своему раскрыла потенциал и возможности искусства текстиля и моды. Одни попали в индустрию волей случая, другие осознанно включились в процесс, а для кого-то работа с костюмом или тканями стала лишь одной из страниц их большой биографии, но в результате оказала сильное влияние на весь творческий метод. Эта сфера производства была наиболее развита и одновременно давала широкое поле для эксперимента», — поделилась Ксения Гусева, сокуратор выставки.

По ее словам, то, что женщины совершенно разных профессий — актрисы, скульпторы, полиграфисты, живописцы — были включены в производственный процесс, показывает, насколько остро стоял вопрос обновления текстильного и швейного ассортимента в тот период. В число героинь вошли, например, выдающийся скульптор Вера Мухина, начинавшая свою карьеру с разработки театральных костюмов, а затем моделей одежды, Людмила Маяковская — сестра знаменитого поэта, возглавлявшая аэрографическую мастерскую на фабрике Трехгорной мануфактуры, и актриса Любовь Орлова, воплотившая эталонный образ советской ткачихи на киноэкране. Им на экспозиции отведены камерные пространства, в которых зритель сможет соприкоснуться с домашним, интимным миром художниц-горожанок, посмотреть из окон их квартир или мастерских и увидеть Москву их глазами.

Искусствоведы Ксения Гусева и Надежда Плунгян бережно собирали художественные и документальные свидетельства жизни этих женщин в музеях по всей России Посетители смогут попасть на 100 лет назад и погрузиться в мир москвичек 1920–1930-х годов с их чаяниями и надеждами, изучить их быт и понять, какими женщин того времени видели окружающие.

«Выставка будет интересна как искусствоведам, историкам и теоретикам моды, музейным работникам и москвоведам, так и самому широкому кругу посетителей, которые хотят обновить свое понимание истории советского искусства, увиденной через женские образы», — добавила Анна Трапкова, генеральный директор музейного объединения «Музей Москвы».

Выставка «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х» основана на обширном искусствоведческом исследовании и продолжает серию проектов Музея Москвы, посвященных художественным экспериментам XX века, среди которых «Ткани Москвы», «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда», «Электрификация. 100 лет плану ГОЭЛРО» и «Дом моделей. Индустрия образов».

Источник:  mos.ru

Вернуться к новостям