29 февраля 2024

Музей архитектуры имени А.В. Щусева представляет выставку «Тайны соборов эпохи Ивана Грозного», посвящённую шедеврам русской архитектуры XVI века.

Храмовое зодчество периода правления Ивана IV (1533-1584) за четыре последующих столетия оказалось окутано тайнами и легендами. Сегодня, благодаря новым научным методам, археологическим исследованиям памятников и работе с древними архивными документами появилась возможность представить искаженные перестройками древние соборы в первоначальном виде, реконструировать облик храмов, разобранных более двухсот лет назад, увидеть чудом сохранившиеся фрагменты фасадного декора и узнать о мастерах, создавших архитектурные шедевры.

Е.О. Скотников, П.И. Моисеев «Авраамий Палицын с Лобного места при стечении народа и войск на фоне Кремля читает решение Земского собора». Лист 3 из альбома "Рисунки, принадлежащие к Книге об избрании на царство великого государя, царя и великого князя Михаила Фёдоровича" Москва, 1856. Бумага, гравюра очерком, акварель, золотая краска. 76,0х64,8 см. Музей архитектуры имени А.В. Щусева
Е.О. Скотников, П.И. Моисеев «Авраамий Палицын с Лобного места при стечении народа и войск на фоне Кремля читает решение Земского собора». Лист 3 из альбома «Рисунки, принадлежащие к Книге об избрании на царство великого государя, царя и великого князя Михаила Фёдоровича». Москва, 1856. Бумага, гравюра очерком, акварель, золотая краска. 76,0х64,8 см. Музей архитектуры имени А.В. Щусева

Своеобразной увертюрой экспозиции является рассказ о соборах, построенных итальянскими и псковскими мастерами во времена правления Ивана III и Василия III в последней четверти XV – первой трети XVI веков, в частности, о церкви Вознесения в Коломенском, возведённой в 1532 году в честь рождения будущего царя Ивана IV. Он родился, воспитывался, управлял страной в окружении архитектурных сооружений, созданных в предшествующую эпоху. Постройки этого времени предвосхитили величественные соборы середины XVI века.

Н.Н. Соболев. Собор Покрова на Рву (1555-1561). Западный фасад. Проект реставрации. 1950-е. Бумага, тушь, акварель. 118,9х71,6. Музей архитектуры имени А.В. Щусева

П.Д. Барановский Церковь. Воскресения в селе Городня (1560-е (?). Проект реставрации. 1921. Бумага, тушь. 102,4х68,5. Музей архитектуры имени А.В. Щусева

В.А. Рябов Собор Покрова на Рву (1555-1561). Разрез по центральной оси север-юг. 2015. Тонированная бумага, тушь, белила, смешанная техника. 167,5 х 112. Музей архитектуры имени А.В. Щусева

  • Н.Н. Соболев. Собор Покрова на Рву (1555-1561). Западный фасад. Проект реставрации. 1950-е. Бумага, тушь, акварель. 118,9х71,6. Музей архитектуры имени А.В. Щусева
  • П.Д. Барановский Церковь. Воскресения в селе Городня (1560-е (?). Проект реставрации. 1921. Бумага, тушь. 102,4х68,5. Музей архитектуры имени А.В. Щусева
  • В.А. Рябов Собор Покрова на Рву (1555-1561). Разрез по центральной оси север-юг. 2015. Тонированная бумага, тушь, белила, смешанная техника. 167,5 х 112. Музей архитектуры имени А.В. Щусева

Для погружения в эпоху на выставке представлены портретные изображения Ивана IV, в том числе фреска XVII века с его портретом, книги иностранных путешественников с видами Собора Покрова на Рву, получившего известность как храм Василия Блаженного (1555-1561) и Александровой слободы, а также «Апостол» Ивана Фёдорова (1564) – книга, которая после основания Иваном IV Печатного двора в Москве открыла эру книгопечатания на Руси.

Посетители выставки узнают об архитектурных особенностях Собора Покрова на Рву, церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове (1560-1570-е), Преображенского собора Соловецкого монастыря (1558-1566) и других памятников храмовой архитектуры грозненского времени. Отдельный зал посвящен разрушенному более 200 лет назад пятишатровому Борисоглебскому собору в Старице (1556-1561), построенному одним из последних удельных князей Владимиром Андреевичем Старицким, казненным по указу Ивана Грозного. Здесь представлены научные реконструкции храма, выполненные в XX столетии и в первых десятилетиях XXI века.

На выставке показаны уникальные предметы фасадного убранства грозненских храмов: керамические иконы «Распятие» и «Спас Нерукотворный», созданные в 1561 году для Борисоглебского собора в Старице, фрагменты керамической иконы Распятие, найденные во время археологических раскопок на месте этого храма, части керамических храмозданных надписей Старицкого храма и собора Покрова на Рву. Экспозицию дополняют фрагменты керамической декорации фасадов церквей XVI века, образцы кирпичей, из которых построены собор Покрова на Рву, церковь в селе Дьяково, собор Соловецкого монастыря, а также иконы XVII – XIX веков и макеты древних храмов.

Д.П. Сухов. Борисоглебский собор в Старице Тверской области. Реконструкция. 1928. Бумага, тушь, акварель. 17,7х13. Музей архитектуры имени А.В. Щусева
Д.П. Сухов. Борисоглебский собор в Старице Тверской области. Реконструкция. 1928. Бумага, тушь, акварель. 17,7х13. Музей архитектуры имени А.В. Щусева

Главным архитектурным символом грозненского времени является собор Покрова на Рву в Москве. История строительства и перестроек собора, изменений его внутреннего убранства второй половины XVI-XVII века раскрывается в серии работ современного архитектора-реставратора и художника Владислава Рябова члена Творческого союза художников России, много лет изучавшего памятники этого периода. Помимо Покровского собора посетители так же смогут увидеть изображения и графические реконструкции церкви в Дьякове и Борисоглебского собора в Старице, основанные на материалах последних научных исследований.

Ф.Я. Алексеев. Покровский собор, «что на Рву». 1800-е. Бумага, акварель. 57х58,5. Музей архитектуры имени А.В. Щусева

В.А. Рябов. Собор Покрова на Рву (Василия Блаженного), 1555-1561. Реконструкция на конец XVI в. Вид с северо-востока со стороны Красной площади. Звонница (2 половина XVI), придел Василия Блаженного (1588), справа – Лобное место (после 1549). 2015. Тонированная бумага, тушь, белила, смешанная техника. 112 х 86. Музей архитектуры имени А.В. Щусева

  • Ф.Я. Алексеев. Покровский собор, «что на Рву». 1800-е. Бумага, акварель. 57х58,5. Музей архитектуры имени А.В. Щусева
  • В.А. Рябов. Собор Покрова на Рву (Василия Блаженного), 1555-1561. Реконструкция на конец XVI в. Вид с северо-востока со стороны Красной площади. Звонница (2 половина XVI), придел Василия Блаженного (1588), справа – Лобное место (после 1549). 2015. Тонированная бумага, тушь, белила, смешанная техника. 112 х 86. Музей архитектуры имени А.В. Щусева

На выставке представлены произведения из коллекций Музея архитектуры имени А.В. Щусева, Государственного исторического музея, Тверского государственного объединенного музея, Музея «Ростовский Кремль», Московского государственного объединенного музея-заповедника, архива Института истории материальной культуры РАН, Российской государственной библиотеки.

Куратор выставки: Юлия Владимировна Ратомская, ученый секретарь Музея архитектуры имени А.В. Щусева.
Научный руководитель проекта: Андрей Леонидович Баталов доктор искусствоведения.

Источник: Музей архитектуры имени А.В. Щусева

Вернуться к новостям
Туры к этой новости