10 марта 2024

Во время прогулок по Москве можно увидеть на некоторых домах барельефы и скульптуры в виде необычных существ. На одном здании спрятался единорог, на другом — мифическая птица сирин. RUSSPASS Журнал вместе с Екатериной Святицкой, куратором выставки Музея Москвы, разобрался в значении этих изображений.

Единороги не то, чем кажутся

До 31 марта во дворе Музея Москвы проходит бесплатная уличная выставка «Дракон, грифон и дева-птица. Фантастические существа на фасадах Москвы». Она стала продолжением осенней экспозиции «Как найти грифона» — там были изразцы, шкатулки, книги, открытки ти другие предметы с изображениями фантастических существ. Специально для выставки фотограф Владислав Ефимов сделал снимки грифонов, горгулий и сиринов на московских зданиях. Фотографии так заинтересовали посетителей, что было решено сделать отдельную выставку, посвященную только фасадам.

«Основная идея, которую мы хотели донести до посетителей выставки, — надо внимательнее рассматривать здания. Часто в суете мы пробегаем по знакомым улицам и не поднимаем глаза выше вывесок. А над ними ведь иногда находятся совершенно фантастические вещи. Нам хотелось, чтобы больше людей начали обращать внимание на красоту фасадов Москвы. Поэтому выставка расположилась на улице — здесь ежедневно проходит намного больше людей, чем если бы это была закрытая экспозиция», — рассказала Екатерина Святицкая.

Каждое фантастическое существо на фасадах имеет свое значение. Какие-то стали появляться еще в Древней Руси и пришли они из Византии. При Иване Грозном в Москве возникла пара «лев и единорог». В XIX веке на воротах городских усадеб восседали статуи львов или грифонов. Ближе к ХХ веку стали появляться сирины, летучие мыши и прочие животные. Какие-то изображения имели геральдическую привязку или что-то символизировали, другие — указывали на назначение здания, а некоторые просто его украшали.

Львы и единороги


Фасад Синодальной типографии на Никольской.

У этой пары очень много символических значений. Они могут изображаться вместе или по отдельности. Лев — один из древнейших символов царской власти, а единорог в средневековой европейской традиции олицетворял духовную чистоту. Что обозначает животное на фасаде, зависит от периода постройки здания, его владельца или функции.

«Если брать солярную семантику, то лев обозначает солнце, а единорог — луну. Если рассматривать их с точки зрения власти, то лев — власть земная, царская, а единорог — власть небесная. Также в древние времена единорог считался символом мудрости и чистоты, а потом он стал символом Христа», — пояснила Екатерина Святицкая.

Эта пара была изображена на воротах Московского печатного двора — первой типографии в России. Печатный двор основал Иван Грозный, поэтому, скорее всего, лев и единорог здесь обозначали символы царской власти. В типографии печатали в первую очередь церковную литературу по приказу государя — отсюда лев (власть) и единорог (духовность).


Дом Константина Лазарева в Нащокинском переулке

Сегодня мы можем увидеть эту пару на фасаде Синодальной типографии на Никольской. Здание возвели в начале XIX века на месте печатного двора. Лев и единорог красуются над стрельчатыми окнами второго этажа в центре фасада.

Пара есть и на шпиле Исторического музея, но она не несет уже какой-то семантики. Здание возводили в конце XIX века в русском стиле, который был в то время популярен. Здесь можно найти элементы древнерусского деревянного зодчества, выполненные в красном кирпиче — кокошники, гирьки, шатры. Шпили украшали позолоченные державные орлы и лев с единорогом. В 1935 году орлов переплавили, а вот фантастическую пару сотрудникам музея удалось спрятать. Почти 70 лет спустя льва с единорогом вернули на прежнее место.

«Это отсылка к стилю историзма, некий реверанс в сторону льва и единорога, которые символизировали царскую власть. Это отсылка к допетровской русской архитектуре», — отметила Екатерина Святицкая.

Единорога со львом можно найти и на другом образце русского стиля того периода — на Покровском храме в Марфо-Мариинской обители, построенном в начале ХХ века по проекту Алексея Щусева. На восточном фасаде северного притвора храма можно разглядеть изображение этой пары. На резной композиции «Райский сад» есть и другие фантастические существа, например птица сирин.

На доходном доме Константина Лазарева в Нащокинском переулке тоже можно рассмотреть изображение единорога. Волшебное существо с веточкой в зубах отдыхает в арке подъезда. Однако единорог не несет никакого символизма. Более того, барельеф появился уже в нашем столетии во время реконструкции этого неоготического здания. В то же время на углу дома возникла голова химеры. В доме напротив с 1934 года жил Михаил Булгаков, поэтому некоторые исследователи считают, что элементы готики для дома Маргариты писатель позаимствовал у этого здания.

Грифоны


Палаты бояр Романовых на Варварке

У грифонов тоже есть несколько символических значений. Это фантастическое существо с мечом и щитом изображено на палатах бояр Романовых на Варварке. Здесь грифон — фамильный герб дома Романовых. Его можно найти на фасаде палат и на шпиле. Герб утвердили в 1856 году, а на фасаде здания он появился год спустя — во время реставрации, когда Александр II решил устроить здесь музей боярского быта.

Грифоны на здании биржи на Ильинке несут совсем другое значение. Дом возводили в 1870-е годы, тогда было популярно обращаться к разным мифологическим сюжетам. Так, древние греки считали, что грифоны охраняют скифское золото. Поэтому эти фантастические существа на здании биржи как бы охраняют денежные потоки.

Множество самых разных фигур грифонов можно найти и на городских особняках. Суровые ушастые существа есть на крыше особняка Олениной-Думнова в Малом Кисловском переулке. Они появились здесь в конце XIX века, когда здание перестроили в неоклассическом стиле по заказу нового владельца — книгоиздателя Владимира Думнова. Эти существа даже пугали Андрея Белого: «Сворачиваем в Малый Кисловский переулок; боюся невнятиц; а здесь есть невнятица — “эдакое такое свое”: два грифона, крылатые: и — я боюсь двух крылатых грифонов, поднявших две лапы над бойким подъездом».

Химеры и летучие мыши


Дом страхового общества «Россия» на Сретенском бульваре

Охранительная функция была и у химер, горгулий, летучих мышей и сов. Есть версия, что такие страшные существа отпугивают нечисть от здания. Их размещали на углах домов, где они еще выполняли функцию водостоков, на воротах усадьбы и даже на балконе, как в особняке Зинаиды Морозовой на Спиридоновке. Неоготический особняк, похожий на замок, построили в 1890-е по проекту Федора Шехтеля, который в ту пору увлекался Средневековьем. Его считают одним из прототипов дома из романа «Мастер и Маргарита».

Для отпугивания уже не злых духов, а воров и пьяниц, разместили летучих мышей и сов на доходном доме Каракаш, построенном в 1902 году по проекту архитектора Вячеслава Жигардловича. Ночных хищников установили над окнами второго этажа по всей длине фасада.

На Доме страхового общества «Россия» на Сретенском бульваре можно разглядеть целый бестиарий.

На бывшем доходном доме, где теперь расположена поликлиника РАН, притаились саламандры, пеликаны, ящеры и крокодилы. Балконы здесь подпирают химеры и летучие мыши, а на уровне второго этажа свои крылья расправила дева-птица. Всех этих существ разместили здесь, скорее всего, ради декора, а не для охраны. Даже французский архитектор Ле Корбюзье был впечатлен этим домом и предлагал его сохранить, а остальные все в Москве снести.

Водяные лошади и сирин


Сандуновские бани

«В период правления Петра I в Россию пришла мода на все западное. Древнегреческие мифы и европейские сказки стали очень популярны. Мифические существа появляются в декоре, в том числе и в архитектуре. Можно вспомнить статуи сфинксов в Кускове или в Царицыне. Мудрые и опасные сфинксы стали просто красивыми и привычными элементами русских усадеб», — рассказала Екатерина Святицкая.

Так на множестве усадеб можно заметить изображения гиппокампусов — водяных лошадей. Они просто украшают здание вместе с другими барельефами с греческой тематикой. В Москве есть дом, где водяные лошади и прочие существа указывают на назначение этого места.

«Здание Сандунов украшено фантастическими существами, связанными с водой. Это сделано для того, чтобы было сразу понятно, что здесь находятся бани. Даже если купец приезжал из провинции, то он сразу мог узнать это здание», — поясняет она.

Некоторые фантастические существа на домах — это дань моде и стилизация. Например, дом Перцовой построили в начале ХХ века в популярном тогда неорусском стиле. Автор проекта художник Сергей Малютин сделал кирпичный дом похожим на терем и разместил на фасадах причудливых змиев, сов и сиринов. На чугунном коньке крыши можно разглядеть львов и морских коней. Мифическая птица сирин есть и на изразцах дома купца Игумнова — это здание еще больше похоже на русский терем. Оно строилось в конце XIX века, так что сирин здесь — просто часть декора в древнерусском стиле.

Источник: RUSSPASS

Вернуться к новостям
Туры к этой новости