Фото О. Сосницкого. Mos.ru
Почему в Московском метрополитене три «Киевских» и две «Арбатских», куда исчез мальчик с настенного рисунка и как выпить капучино с грушей в буфете-невидимке — читайте в репортаже mos.ru.
Сделать фотографию у колонн «древнепомпейской виллы», раскрыть смысл «египетских» фресок, найти «средиземноморские» ракушки и прокатиться по метромосту в почти парижском поезде — побывать за границей может каждый, не выходя из Московского метрополитена, благодаря новой экскурсии «Неизвестное метро». Впрочем, это путешествие не только по миру, но и во времени. Рассказ гида позволяет перенестись на полвека назад и отыскать тайники, оставленные архитекторами и художниками. Маршрут, созданный специалистами Музея транспорта Москвы, начинается на станции «Киевская» Кольцевой и заканчивается на «Арбатской» Арбатско-Покровской линии.
Скрытая арт-галерея на «Киевской»
Первая экскурсия «Неизвестное метро» прошла 19 мая и теперь будет регулярно проходить по воскресеньям в 14:00. Записаться и купить билет можно на сайте Музея транспорта Москвы. А корреспонденты mos.ru стали одними из первых, кто побывал на увлекательной прогулке и узнал тайны метрополитена.
«Маршрут “Неизвестное метро” станет третьим после экскурсий по Большой кольцевой линии и недавно открывшимся станциям. Он рассчитан прежде всего на москвичей, которые хорошо ориентируются в метро, но используют его в основном как средство передвижения. Наш гид покажет историю и эволюцию столичного метрополитена изнутри, делая акцент на малоизвестных фактах», — говорит директор Музея транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
Оксана Бондаренко, директор Музея транспорта Москвы. Фото О. Сосницкого. Mos.ru
Мини-путешествие стартует на «Киевской» Кольцевой линии. В ожидании экскурсовода разглядываем панно на стенах. На одном из них Владимир Ленин, вытянув вперед руку, зачитывает манифест под развивающимся алым флагом с надписью «Вся власть советам». Вокруг него — сотни людей: матросы, солдаты, рабочие, крестьяне. На их лицах — восхищение, удивление, гордость. Реалистичная мозаика Григория Опрышко и Александра Иванова будто отправляет нас в далекий 1917-й.
«Вдоль всего вестибюля этой станции с двух сторон размещены мозаики в хронологическом порядке, отражающие историю нашей страны. Если идти и смотреть то налево, то направо, получается эффект слайд-фильма», — объясняет экскурсовод Ирина Чижевская.
Любителям искусства и поездок по музеям мира эта станция напомнит, пожалуй, парижский музей Орсе, расположенный в здании бывшего железнодорожного вокзала. Любопытно, что многие москвичи чуть ли не ежедневно выходят на «Киевской» Кольцевой линии и не замечают, что изображено на стенах.
Фото О. Сосницкого. Mos.ru
Подземные Помпеи
Мы поднимаемся по эскалатору с «Киевской» Кольцевой линии на переход и оказываемся в ротонде с античными мраморными колоннами и мозаиками по всему периметру. Она напоминает древнеримский храм, только изображены не римляне, а советские рабочие и крестьяне с охапками цветов, фруктов, бурами в руках, направляющиеся к гербу с серпом и молотом.
«Поскольку станцию строили как часть узла, связанного с Киевским вокзалом, тематику выбрали соответствующую: люди движутся к советской власти. Причем авторы вдохновлялись египетскими фресками: люди показаны в профиль, наподобие египтян, которые трудятся во славу фараона», — улыбается Ирина Чижевская.
Фото О. Сосницкого. Mos.ru
Спускаемся на «Киевскую» Филевской линии. Ее построили по проекту архитектора Дмитрия Чечулина. Незадолго до начала работ мастер вернулся из командировки по Италии и решил перенести в московское метро частицу солнечной страны. Получились ряды светлых колонн с классическими античными капителями, которые украсили звездами и снопами. Сами колонны были облицованы ониксовым мрамором. Входной павильон, не сохранившийся до наших дней, ассоциировался с античной виллой в Помпеях. Похожий фасад сейчас можно увидеть на станции «Динамо», наземный вестибюль которой проектировал тот же Дмитрий Чечулин. Отсылка к помпейской вилле есть и в подземном аванзале перед станцией. Стены выложены разными видами камня и представляют из себя интересный узор.
Фото О. Сосницкого. Mos.ru
«Киевская» Филевской линии открылась в 1937 году и тогда была единственной, как, впрочем, «Арбатская» и «Смоленская».
«Представьте туриста, который сейчас прилетел в аэропорт Внуково, добрался на аэроэкспрессе до Киевского вокзала, вошел в метро, и теперь ему нужно доехать до “Арбатской”. А до какой? Их ведь две! На это повлияло несколько факторов. В 1941 году в перегон между “Арбатской” и “Смоленской” попал снаряд. Уже тогда появились сомнения, что станции неглубокого заложения могут выполнить функцию убежища. Затем Уинстон Черчилль произнес фултонскую речь, между СССР и Западом началось противостояние. Тогда было решено построить линию-дублер более глубокого заложения. Так в 1953-м появилась Арбатско-Покровская», — рассказывает Ирина Чижевская.
«К сожалению, фрески не подходят для оформления метро, куда регулярно просачиваются грунтовые воды и создают влажность. Краски теряли яркость, их обновляли, некоторые элементы закрашивались, контуры теряли четкость, и станция выглядела блеклой. Только в 2012-м в процессе реставрации мастерам удалось восстановить их. Так, на панно с детским садом пропал мальчик, и в ходе кропотливой работы, счищая поздние наслоения, а также используя архивные фотографии, эту деталь удалось восстановить. А танцующая девушка получила обратно платок, надетый поверх венка», — рассказывает экскурсовод.
Пропавший мальчик и загадочный платок
«Киевская» Арбатско-Покровской линии, которую построил архитектор Лев Лилье в 1953 году, — единственная станция московского метро, где стены вестибюля украшены настоящими фресками. Небо на них не голубое, а золотое, выполненное с использованием техники иконописи. Хотя расписывали стены художники-соцреалисты Виктор Коновалов и Игорь Радоман, и изобразили они не святых, а советских граждан в труде и торжестве мирной жизни.
Фото О. Сосницкого. Mos.ru
Сложнее всего было возродить фреску в торце — ликующий народ под советским знаменем. Она почти полностью разрушилась. Художники восстанавливали ее на большом листе картона, разрезали его и частями привозили на станцию, реставрируя фреску по его фрагментам. Современные краски содержат жидкое стекло, хорошо ложатся поверх штукатурки и долго держатся.
Буфет-невидимка и исчезнувший вождь
Едем от «Киевской» до «Арбатской» Филевской линии в поезде, где кресла расставлены не вдоль стен вагона, а друг напротив друга. «Как в парижском метро!» — смеется Ирина Чижевская.
Действительно похоже. Особенно когда выходим на «Арбатской» и оказываемся у входа в буфет, в котором продается капучино с грушей и корицей. На самом деле «Буфет № 11» открылся в 1968-м и существовал до наших дней, но почему-то практически никто никогда его не замечал. Дверь находится в торце платформы у самого тоннеля. Этот буфет создан на станции прежде всего для машинистов, чтобы те в пересменку могли пообедать. Кстати, в советское время торговля в метро была привычным явлением. На это указывают мраморные прилавки в аванзале «Киевской» Филевской линии.
Фото О. Сосницкого. Mos.ru
«На “Арбатской” Филевской линии также можно найти доисторических моллюсков: они спрятаны в облицовке колонн, выполненной из мраморизованного известняка», — говорит собеседница mos.ru.
А богато отделанную «Арбатскую» Арбатско-Покровской линии построили в 1953 году в стиле московского барокко по проекту архитектора Леонида Полякова. В декоре станции можно увидеть сходство с внутренним оформлением гостиницы «Ленинградская», над которой также работал архитектор. Это барельефы в виде гроздей винограда на стенах вестибюля и путей, бронзовые люстры с кисточками и гребневидные декоративные детали.
Поднявшись по эскалатору, видим гигантскую лепную раму во всю стену, а внутри нее — пустота.
«Когда-то в ней было мозаичное панно с Иосифом Сталиным. Предполагалось, что пассажиры как бы въезжают в его величественный портрет. Но вождь умер, Никита Хрущев развенчал его культ, и мозаику разобрали. Хотя до сих пор ходят байки, что на самом деле изображение просто замазали белым. И однажды краска может облупиться и проявится его лицо. Но, конечно, это всего лишь легенда, каких множество в нашем метрополитене, путешествие по которому сравнимо с увлекательным туром по разным государствам и эпохам», — резюмирует Ирина Чижевская.
Фото О. Сосницкого. Mos.ru
Источник: mos.ru
Дети посетят столицу на комфортабельном автобусе туристического класса, в рамках которой школьники увидят Москву повседневную, а наш гид расскажет об историях Московских улиц. Мы заедем к главным культурным центрам города, Храм Христа Спасителя, который величественно располагается на живописной набережной. Так же мы посетим с Вами современный комплекс Москва Сити и расположившийся рядом с ним мост Багратион, названный в честь величайшего полководца России. Заедем в главному университету страны МГУ с обязательным посещением смотровой площадки на Воробьевых горах.
Как видите программа дня насыщенная, мы постарались включить в нее все самое важно что может заинтересовать маленьких путешественников, но не углублялись во множество исторических фактов. Наша цель, что бы школьники пропитались историей города, смогли разнообразить свои школьные будни такой поездкой и конечно запомнили и воодушевились на дальнейшие путешествия. Однодневная программа удобна для небольших групп школьников из регионов нашей большой страны. Когда каждая секунда на счету, и не хочется сожалеть о потерянном времени. Тур поможет сориентироваться в истории Столицы России и подготовиться к возможным программам на несколько дней, которые мы так же заботливо подготовили для Вас.
Дети посетят столицу на комфортабельном автобусе туристического класса, в рамках которой школьники увидят Москву повседневную, а наш гид расскажет об историях Московских улиц. Мы заедем к главным культурным центрам города, Храм Христа Спасителя, который величественно располагается на живописной набережной. Так же мы посетим с Вами современный комплекс Москва Сити и расположившийся рядом с ним мост Багратион, названный в честь величайшего полководца России. Заедем в главному университету страны МГУ с обязательным посещением смотровой площадки на Воробьевых горах.
Как видите программа дня насыщенная, мы постарались включить в нее все самое важно что может заинтересовать маленьких путешественников, но не углублялись во множество исторических фактов. Наша цель, что бы школьники пропитались историей города, смогли разнообразить свои школьные будни такой поездкой и конечно запомнили и воодушевились на дальнейшие путешествия. Однодневная программа удобна для небольших групп школьников из регионов нашей большой страны. Когда каждая секунда на счету, и не хочется сожалеть о потерянном времени. Тур поможет сориентироваться в истории Столицы России и подготовиться к возможным программам на несколько дней, которые мы так же заботливо подготовили для Вас.