Весна в Калининграде. Фото АТОР
Если, путешествуя по стране, абстрагироваться от классических путеводителей и внимательно смотреть по сторонам, то можно обнаружить много очень неожиданного и неочевидного. Калининград, например, порадует любопытного туриста не только немецкой архитектурой, но и внезапными барельефами, узкоколейным трамваем и «хрущевками», которые совсем на себя не похожи.
Российский западный эксклав – Калининградская область – всегда привлекал своим уникальным географическим положением. Оно накладывает опечаток и на внешний вид городов, и на образ жизни местного населения, и на климат.
В Калининградской области, если сравнивать со средней полосой России и уж тем более с Северо-Западом, очень мягкий климат. Зимой тут почти не бывает снега (в нашем, конечно, понимании), весна приходит рано, а лето умеренное и хорошо подойдет тем, кто не любит жары. В конце февраля здесь уже цветут подснежники и может быть вполне солнечно.
Весна в Калининграде. Фото АТОР
Это обстоятельство дарит и еще одно незабываемое для москвича или петербуржца впечатление – в Калининграде нет привычных грязных сугробов по весне, обширных луж, «эверестов» из черного льда и покрытых «пылью веков» автомобилей. Здесь чисто. Вполне подходящее место, чтобы отдохнуть от зимы.
В Калининграде очень чисто. Фото АТОР
А пригретым ранним солнышком рыбакам даже не нужно никуда ехать из города – добычу свою они ловят прямо в центре, на набережной реки Преголя.
Рыбак в Калининграде. Фото АТОР
Несмотря на то, что самая плотная застройка Кёнигсберга пострадала в войну и самая центральная часть города – «остров» – как ее называются местные, была почти полностью разрушена, чуть подальше в хорошем состоянии сохранился, например, исторический квартал Амалиенау, достойный того, чтобы там просто погулять.
Квартал Амалиенау. Фото АТОР
Удивляет и еще один местный архитектурный эксперимент – попытка отреставрировать классические «хрущевки» в ганзейском стиле. С учетом того, что это едва ли не первая «интересность», которую видит турист по дороге из аэропорта Храброво в центр города, особенно достойно упоминания. В других городах такого нет.
"Хрущевка", отремонтированная в ганзейском стиле. Фото АТОР
Местная «звезда», конечно, Кафедральный собор. Но его как раз не обойдет вниманием ни один путеводитель. Кстати, посмотреть на него лучше и днем, и в темное время – если повезет, то можно застать вот такой «слайд-мэппинг» (так по-модному называют теперь красивую подсветку). Эта называется светодизайн «Янтарный».
Подсветка Кафедрального собора ночью. Фото АТОР
Наследие старого Кёнигсберга здесь в прямом смысле слова повсюду: из-под треснувшего асфальта во дворах проглядывает немецкая брусчатка, стена одного и того же здания может быть «начата» в немецкий период и закончена уже советскими строителями. Вот по этой фотографии без подсказок можно догадаться, где какая часть.
Немецкая и советская кирпичные кладки. Фото АТОР
Встречаются и иные удивительные артефакты. Например, уж совершенно внезапные барельефы, причем не на центральных даже улицах, а в спонтанно, в переулках. Например, один из таких, который украшал Дом связи.
Немецкий барельеф на здании Дома Связи. Фото АТОР
Одно из развлечений местных любителей исследовать немецкое наследие – найти самый старый канализационный люк производства литейных компаний Штайнфурта, F. Schichau GmbH или Франца Мозентина. Здесь, например, представлен таковой почти вековой давности – 1927 года выпуска.
Немецкий канализационный люк 1927 года. Фото АТОР
Еще одно местное чудо – трамваи. Во-первых, они узкоколейные: здесь по-прежнему используется немецкая колея шириной 1 м вместо привычной «советской» колеи 1,52 м. Во-вторых, трамвай в Кёнигсберге появился, по разным оценкам, в 1895 (в 1890-х годах), что делает местную трамвайную сеть самой старой в России.
Бранденбургские ворота и узкая трамвайная колея. Фото АТОР
Кстати, вот еще одно классное транспортное решение, сохранившееся с немецких времен: деревья высажены предельно близко к проезжей части для ее осушения и укрепления (их посадили намного раньше, чем положили асфальт). А чтобы ночью было безопаснее ездить – они помечены светоотражающими элементами.
Деревья со светоотражающими элементами. Фото АТОР
Один из самых старых в России и калининградский зоопарк. Также вполне достойное посещения место. Во-первых, он просто красивый. Само пространство для прогулок очень хорошо оборудовано: растительность красиво вписана в ландшафт, всюду есть скамейки и места, имеются удобные туалеты, есть где перекусить. Не в сезон тут безлюдно – славное место, чтобы уединиться.
Обезьяна в Калининградском зоопарке. Фото АТОР
Но история этого приятного места знает и печальные страницы: про легендарного бегемота Ганса, чудом спасшегося от бомбардировок в ручье близ зоосада, мы рассказали в нашем телеграм-канале. На фото не Ганс, конечно, но тоже достопочтенный местный бегемот.
Бегемот из Калининградского зоопарка. Фото АТОР
Для удобства туристов в зоопарке применены несколько классных решений, достойных упоминания. И самое яркое, пожалуй, тележки для перевозки детей. Весело, удобно, точно запомнится юным гостям. Еще одна отличная «фишка» – сушка для очков на выходе из павильона с высокой влажностью. Кроме того, на территории есть специально оборудованные зарядки для телефона. Все для людей.
Зоопарк Калининграда удобен для разных групп населения. Фото АТОР
Ну и конечно, одна из главных местных «фишек» – близость к морю. Возвращаюсь к вопросу мягкого климата: гулять здесь красиво почти всегда, а побережье не менее живописное, чем в Ленинградской области.
Пляж в Зеленоградске весной. Фото АТОР
В Зеленоградске, например, отлично оборудованная набережная с кучей развлечений для детей и взрослых. А ехать сюда – одно удовольствие. Добраться можно хоть на такси, хоть на электричке, хоть на автобусе. Дорога от центра города займет +/- час в зависимости от того, откуда выезжать.
Зеленоградск - настоящий рай для любителей котиков. Фото АТОР.
А еще тут настоящий рай для тех, кто любит котиков. И об этом будет наш следующий рассказ.
Екатерина Тропова
Источник и Фото АТОР