Хотя видовая акварель, запечатлевшая облик Москвы в XIX веке и раньше, исследована меньше, чем живопись или печатная графика, она существенно расширяет представление не только об архитектурном облике города, но и о его жизни во всем многообразии. Для последнего на акварелях служили, кстати, и так называемые стаффажные фигурки, иллюстрирующие разные типажи жителей Москвы.
Рассматриваем, как проходила церемония закладки Москворецкого моста, узнаем, как выглядел первый металлический мост, соединявший Китай-город с Замоскворечьем, и сравниваем современную Театральную площадь с тем, какой она была в 1840-е. Об изменениях, происходивших с этими местами, mos.ru рассказала Лариса Скрыпник, историк, преподаватель, писатель, старший научный сотрудник Музея Москвы.
Акварели хранятся в Государственном историческом музее.
Закладка Москворецкого моста
Большой Москворецкий мост раньше соединял улицы Балчуг в Замоскворечье и Москворецкую в Китай-городе. Первоначально он был «живым», то есть его заново наводили каждую весну после половодья. В конце XVIII века деревянный настил положили на сваи, а в 1829–1833 годах по проекту военного инженера генерал-майора Павла де Витте построили новый мост — также деревянный, но на каменных опорах (с 1872 года — железный).
Судя по сообщениям в газетах, церемония закладки Москворецкого моста прошла 15 июля 1830 года, что не совпадает с авторской датировкой акварели. Присутствовали московский генерал-губернатор князь Дмитрий Голицын, высшие военные и гражданские чины, именитое московское купечество, а также члены строительного комитета, в том числе сам Павел де Витте. Обряд водоосвящения и молебен совершил протоиерей Казанского собора Арсений. Бронзовую закладную доску вместе с двумя кирпичами, на которых были вырезаны имена всех присутствовавших на закладке особ, поместили между двух больших камней в основании моста.
Современный Большой Москворецкий мост, напоминает Лариса Скрыпник, построили в ходе реализации генплана реконструкции Москвы 1935 года. Он предусматривал строительство четырех новых мостов через Москву-реку взамен существующих. По заданию Моссовета каждый мост должен был в течение часа пропускать до восьми тысяч автомобилей, 120 трамваев и 10 тысяч пешеходов. Кроме того, мосты следовало поднять на такую высоту, чтобы под ними могли пройти трехэтажные пароходы из канала Волга — Москва.
Новый мост построили в 1938 году. Он расположился выше по течению Москвы-реки, на трассе Москворецкая улица — Большая Ордынка. Над его проектом работали инженер Вячеслав Кириллов, архитекторы Алексей Щусев и Патвакан Сардарян. У моста три железобетонных арочных пролета, его общая длина — 554 метра, ширина — 40 метров, средний речной пролет — 95 метров. В облицовке сводов, устоев и парапетов моста использовали розовый гранит, что придало ему монументальность и гармонию с краснокирпичной Кремлевской стеной.
Вид на Зарядье с Большого Москворецкого моста менялся на протяжении XX-XXI веков. В 1947 году здесь развернулось строительство одной из сталинских высоток, в начале 1950-х разобрали участок Китайгородской стены, тянувшейся вдоль Москворецкой набережной. В 1964–1967 годах на фундаменте так и не построенной высотки возвели здание гостиницы «Россия» по проекту Дмитрия Чечулина. В 2005-м гостиницу закрыли, а спустя пять лет снесли. В течение нескольких лет здесь располагался огромный строительный котлован, а в 2014 году начали разбивать парк «Зарядье». Он открылся 9 сентября 2017 года.
Чугунный мост
Чугунный мост соединял Балчуг с Пятницкой улицей, его тоже построил в 1822 году (по другим сведениям, в 1833–1834 годах) Павел де Витте. Это первый металлический мост в Москве, соединявший Китай-город с Замоскворечьем. В 1888 году висячий мост над Водоотводным каналом, устроенным на старице Москвы-реки в 1783–1786 годах, разобрали. Слева за ним в начале Пятницкой улицы видна колокольня церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором (XVII век), за ней — колокольня и верхняя часть храма Параскевы Пятницы (середина XVIII века); справа от моста — главы церкви Климента Папы Римского (вторая половина XVIII века). Завершает панораму храмов Замоскворечья церковь Воскресения Христова в Кадашах, построенная в 1687–1695 годах.
Современный мост появился в 1966 году, когда его капитально отремонтировали по проекту инженера О. Сосонко и архитектора К. Савельева. Металлические балки заменили новыми железобетонными, однако мост сохранил историческое название и по-прежнему именуется Чугунным.
«Сегодня с Чугунного моста видна лишь колокольня храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором. Церковь Параскевы Пятницы была разрушена в 1935 году. Храм Климента Папы Римского и церковь Воскресения Христова в Кадашах сохранились, но вид на них перекрывают многоэтажные дома на Кадашевской набережной», — поясняет Лариса Скрыпник.
Театральная площадь
Архитектурный ансамбль Театральной площади, спроектированный в 1820-е годы Осипом Бове, окончательно сформировался к концу 1830-х, когда за Театральным проездом достроили дом купца Павла Челышева. В 1899–1905 годах это место заняла гостиница «Метрополь». В 1835-м на площади появился водоразборный фонтан Мытищинского водопровода (его скульптурную часть выполнил Иван Витали). Панораму площади завершают главы соборов Богоявленского, Николо-Греческого и Заиконоспасского монастырей, находившихся на Никольской улице в Китай-городе. С конца 1830-х и до начала XХ века центральную часть площади использовали для проведения военных парадов.
В ХХ веке, рассказывает Лариса Скрыпник, ансамбль Театральной площади претерпел изменения. На месте бывшего дома купца Челышева в 1905 году появилась знаменитая гостиница «Метрополь», над которой работали архитекторы Лев Кекушев и Вильям Валькот. Позади нее сохранился небольшой фрагмент Китайгородской стены. В 1949 году на площади разбили два сквера, разделенные проезжей частью.
В сквере, расположенном ближе к площади Революции, в 1961-м поставили высеченный из цельной гранитной глыбы памятник Карлу Марксу работы скульптора Льва Кербеля. Здание Сенатской типографии снесли в конце 1960-х для строительства второй очереди гостиницы «Москва» (архитекторы Александр Борецкий, Андрей Дзержкович и Игорь Рожин). В 1990-е годы по соседству с подлинным фрагментом Китайгородской стены появилось новое здание с круглой башней, в которой располагается ресторан.
Источник: mos.ru
Дети посетят столицу на комфортабельном автобусе туристического класса, в рамках которой школьники увидят Москву повседневную, а наш гид расскажет об историях Московских улиц. Мы заедем к главным культурным центрам города, Храм Христа Спасителя, который величественно располагается на живописной набережной. Так же мы посетим с Вами современный комплекс Москва Сити и расположившийся рядом с ним мост Багратион, названный в честь величайшего полководца России. Заедем в главному университету страны МГУ с обязательным посещением смотровой площадки на Воробьевых горах.
Как видите программа дня насыщенная, мы постарались включить в нее все самое важно что может заинтересовать маленьких путешественников, но не углублялись во множество исторических фактов. Наша цель, что бы школьники пропитались историей города, смогли разнообразить свои школьные будни такой поездкой и конечно запомнили и воодушевились на дальнейшие путешествия. Однодневная программа удобна для небольших групп школьников из регионов нашей большой страны. Когда каждая секунда на счету, и не хочется сожалеть о потерянном времени. Тур поможет сориентироваться в истории Столицы России и подготовиться к возможным программам на несколько дней, которые мы так же заботливо подготовили для Вас.
Дети посетят столицу на комфортабельном автобусе туристического класса, в рамках которой школьники увидят Москву повседневную, а наш гид расскажет об историях Московских улиц. Мы заедем к главным культурным центрам города, Храм Христа Спасителя, который величественно располагается на живописной набережной. Так же мы посетим с Вами современный комплекс Москва Сити и расположившийся рядом с ним мост Багратион, названный в честь величайшего полководца России. Заедем в главному университету страны МГУ с обязательным посещением смотровой площадки на Воробьевых горах.
Как видите программа дня насыщенная, мы постарались включить в нее все самое важно что может заинтересовать маленьких путешественников, но не углублялись во множество исторических фактов. Наша цель, что бы школьники пропитались историей города, смогли разнообразить свои школьные будни такой поездкой и конечно запомнили и воодушевились на дальнейшие путешествия. Однодневная программа удобна для небольших групп школьников из регионов нашей большой страны. Когда каждая секунда на счету, и не хочется сожалеть о потерянном времени. Тур поможет сориентироваться в истории Столицы России и подготовиться к возможным программам на несколько дней, которые мы так же заботливо подготовили для Вас.