Чугунный мост, Театральная площадь. Рассматриваем исторические акварели и современные виды Москвы

18 февраля 2024

Акварели XIX века хранятся в Государственном историческом музее.

Хотя видовая акварель, запечатлевшая облик Москвы в XIX веке и раньше, исследована меньше, чем живопись или печатная графика, она существенно расширяет представление не только об архитектурном облике города, но и о его жизни во всем многообразии. Для последнего на акварелях служили, кстати, и так называемые стаффажные фигурки, иллюстрирующие разные типажи жителей Москвы.

Рассматриваем, как проходила церемония закладки Москворецкого моста, узнаем, как выглядел первый металлический мост, соединявший Китай-город с Замоскворечьем, и сравниваем современную Театральную площадь с тем, какой она была в 1840-е. Об изменениях, происходивших с этими местами, mos.ru рассказала Лариса Скрыпник, историк, преподаватель, писатель, старший научный сотрудник Музея Москвы.

Акварели хранятся в Государственном историческом музее.

Закладка Москворецкого моста

Большой Москворецкий мост раньше соединял улицы Балчуг в Замоскворечье и Москворецкую в Китай-городе. Первоначально он был «живым», то есть его заново наводили каждую весну после половодья. В конце XVIII века деревянный настил положили на сваи, а в 1829–1833 годах по проекту военного инженера генерал-майора Павла де Витте построили новый мост — также деревянный, но на каменных опорах (с 1872 года — железный).

Судя по сообщениям в газетах, церемония закладки Москворецкого моста прошла 15 июля 1830 года, что не совпадает с авторской датировкой акварели. Присутствовали московский генерал-губернатор князь Дмитрий Голицын, высшие военные и гражданские чины, именитое московское купечество, а также члены строительного комитета, в том числе сам Павел де Витте. Обряд водоосвящения и молебен совершил протоиерей Казанского собора Арсений. Бронзовую закладную доску вместе с двумя кирпичами, на которых были вырезаны имена всех присутствовавших на закладке особ, поместили между двух больших камней в основании моста.

Современный Большой Москворецкий мост, напоминает Лариса Скрыпник, построили в ходе реализации генплана реконструкции Москвы 1935 года. Он предусматривал строительство четырех новых мостов через Москву-реку взамен существующих. По заданию Моссовета каждый мост должен был в течение часа пропускать до восьми тысяч автомобилей, 120 трамваев и 10 тысяч пешеходов. Кроме того, мосты следовало поднять на такую высоту, чтобы под ними могли пройти трехэтажные пароходы из канала Волга — Москва.

Новый мост построили в 1938 году. Он расположился выше по течению Москвы-реки, на трассе Москворецкая улица — Большая Ордынка. Над его проектом работали инженер Вячеслав Кириллов, архитекторы Алексей Щусев и Патвакан Сардарян. У моста три железобетонных арочных пролета, его общая длина — 554 метра, ширина — 40 метров, средний речной пролет — 95 метров. В облицовке сводов, устоев и парапетов моста использовали розовый гранит, что придало ему монументальность и гармонию с краснокирпичной Кремлевской стеной.

Вид на Зарядье с Большого Москворецкого моста менялся на протяжении XX-XXI веков. В 1947 году здесь развернулось строительство одной из сталинских высоток, в начале 1950-х разобрали участок Китайгородской стены, тянувшейся вдоль Москворецкой набережной. В 1964–1967 годах на фундаменте так и не построенной высотки возвели здание гостиницы «Россия» по проекту Дмитрия Чечулина. В 2005-м гостиницу закрыли, а спустя пять лет снесли. В течение нескольких лет здесь располагался огромный строительный котлован, а в 2014 году начали разбивать парк «Зарядье». Он открылся 9 сентября 2017 года.

Чугунный мост

Чугунный мост соединял Балчуг с Пятницкой улицей, его тоже построил в 1822 году (по другим сведениям, в 1833–1834 годах) Павел де Витте. Это первый металлический мост в Москве, соединявший Китай-город с Замоскворечьем. В 1888 году висячий мост над Водоотводным каналом, устроенным на старице Москвы-реки в 1783–1786 годах, разобрали. Слева за ним в начале Пятницкой улицы видна колокольня церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором (XVII век), за ней — колокольня и верхняя часть храма Параскевы Пятницы (середина XVIII века); справа от моста — главы церкви Климента Папы Римского (вторая половина XVIII века). Завершает панораму храмов Замоскворечья церковь Воскресения Христова в Кадашах, построенная в 1687–1695 годах.

Современный мост появился в 1966 году, когда его капитально отремонтировали по проекту инженера О. Сосонко и архитектора К. Савельева. Металлические балки заменили новыми железобетонными, однако мост сохранил историческое название и по-прежнему именуется Чугунным.

«Сегодня с Чугунного моста видна лишь колокольня храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором. Церковь Параскевы Пятницы была разрушена в 1935 году. Храм Климента Папы Римского и церковь Воскресения Христова в Кадашах сохранились, но вид на них перекрывают многоэтажные дома на Кадашевской набережной», — поясняет Лариса Скрыпник.

Театральная площадь

Архитектурный ансамбль Театральной площади, спроектированный в 1820-е годы Осипом Бове, окончательно сформировался к концу 1830-х, когда за Театральным проездом достроили дом купца Павла Челышева. В 1899–1905 годах это место заняла гостиница «Метрополь». В 1835-м на площади появился водоразборный фонтан Мытищинского водопровода (его скульптурную часть выполнил Иван Витали). Панораму площади завершают главы соборов Богоявленского, Николо-Греческого и Заиконоспасского монастырей, находившихся на Никольской улице в Китай-городе. С конца 1830-х и до начала XХ века центральную часть площади использовали для проведения военных парадов.

В ХХ веке, рассказывает Лариса Скрыпник, ансамбль Театральной площади претерпел изменения. На месте бывшего дома купца Челышева в 1905 году появилась знаменитая гостиница «Метрополь», над которой работали архитекторы Лев Кекушев и Вильям Валькот. Позади нее сохранился небольшой фрагмент Китайгородской стены. В 1949 году на площади разбили два сквера, разделенные проезжей частью.

В сквере, расположенном ближе к площади Революции, в 1961-м поставили высеченный из цельной гранитной глыбы памятник Карлу Марксу работы скульптора Льва Кербеля. Здание Сенатской типографии снесли в конце 1960-х для строительства второй очереди гостиницы «Москва» (архитекторы Александр Борецкий, Андрей Дзержкович и Игорь Рожин). В 1990-е годы по соседству с подлинным фрагментом Китайгородской стены появилось новое здание с круглой башней, в которой располагается ресторан.

Источник: mos.ru

Вернуться к новостям
Туры к этой новости